«Звездные войны: Пробуждение силы»

«Звездные войны: Пробуждение силы»

Седьмая часть саги о джедаях выходит в прокат под восторги и улюлюканье поклонников. Но сам фильм показывает, что слишком преданное фанатское поклонение не дает авторам снять по-настоящему оригинальное хорошее кино.

Есть разные способы продолжить кинофраншизу и преподнести ее новому поколению зрителей. Можно приглашать на каждую следующую часть режиссера с уникальным стилем, как в случае с «Чужими» или «Миссия невыполнима». Можно доверить перезапуск стухшего киносериала автору, который подойдет к материалу без пиетета и полностью его обновит, чтобы сделать выдающееся кино (пример Кристофера Нолана и «Темного рыцаря»). Есть еще вариант просто позвать крепкого ремесленника, который сработает профессионально и не испортит память об оригинале («Форсажи» и «Мир Юрского периода»). Со «Звездными войнами» произошел четвертый случай — режиссером оказался Джей Джей Абрамс, настолько большой фанат оригинальной трилогии, что он постеснялся привнести что-то новое и современное, лишь бы не трогать святыню.

 

«Звездные войны: Пробуждение силы»

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

 

Нет, конечно, Абрамс сделал несколько вещей, которые трудно было представить в массовом кино 70-х. Во-первых, главную роль штурмовика-дезертира Финна, перешедшего на сторону Сопротивления, играет чернокожий актер Джон Бойега — для кинофеномена такого масштаба, как «Звездные войны», это революция, хотя и не качественная, а идеологическая, в русле расовой и сексуальной диверсификации героев на экране.

 

«Звездные войны: Пробуждение силы»

Актер Джон Бойега в роли штурмовика-дезертира Финна

 

По этой же причине почти равная роль у Рей (Дэйзи Ридли) — мусорщицы с планеты Джакку, которая до поры до времени не подозревает о собственных суперспособностях (в этом смысле «Звездные войны» неожиданно начинают напоминать «Сумерки в космосе»). 

Именно в том, что зловещий Первый орден побеждают уборщица с дезертиром, то есть отщепенцы и винтики низшего звена, и заключается главный вклад Абрамса в сагу: если приквелы конца 1990-х и начала 2000-х были усталым и формальным зарабатыванием денег на оригинальной франшизе в эпоху потребления, то «Пробуждение силы» напоминает о том, за что мы полюбили «Звездные войны» конца 1970-х — за демократизацию развлечений и бунтарство против предыдущих поколений — отсюда вечная тема противостояния отцов и сыновей во вселенной Джорджа Лукаса. «Звездные войны» изначально кино о восстании против системы, а потом уже собственно сами звездные войны в воздухе и стрелялки из бластеров.

 

«Звездные войны: Пробуждение силы»

Дэйзи Ридли в роли мусорщицы с планеты Джакку

 

За последние десятилетия вышло немалое количество хорошего сайнс-фикшна, в сравнении с которым оригинальные «Звездные войны» смотрятся хоть и достойно, но старомодно и наивно. Визуальное решение тоталитарного Первого ордена — отсылки к фашизму и диктатуре Северной Кореи — давно делали все, от Пола Верхувена в «Космическом десанте» до Ричарда Лонкрейна в «Ричарде III». Но Абрамс и не пытается быть интеллектуальным и новаторским. Он купается в мифологии прошлого, срывая аплодисменты зала на первом появлении постаревшего Хана Соло или на безупречно исполненной погоне на планете Джакку в первой трети фильма (а Абрамс все же, как ни крути, экшн снимать умеет). Жаль только одного: что «Звездные войны» на целую трилогию обречены копаться в собственной истории. Понятно, что это и входило в планы Disney, купившей у Джорджа Лукаса права. Но это и помешает новым фильмам стать классикой XXI века.