Война и мир: топ-8 «боевых» альбомов

Война и мир: топ-8 «боевых» альбомов

Денис Бояринов подобрал 8 культовых боевых альбомов, посвященных тому, как говорят пушки.

Есть мнение, что война и музыка — дело сугубое мужское, лекарство против морщин. Как бы то ни было, со времен Генриха Бибера (композитор XVII века, не родственник Джастина) военные маневры, боевые действия и батальные сцены вдохновляли мужчин (и только мужчин) на сочинение музыки разрушительной силы. Дальше — 8 образцовых альбомов XX века, посвященных тому, как говорят пушки — от Motorhead до Einsturzeunde Neubauten.

 

(1)

 

 

Motörhead

Overkill (1979)

Цельнометаллический бог рок-н-ролла Лемми Килмистер был выкинут в 1975-м из психоделической рок-группы Hawkwind за плохое поведение, но не расстроился, а собрал лучшее хеви-метал-трио на свете. Маэстро самоуничтожения и коллекционер меморабилии Третьего Рейха посвятил немало песен Motorhead человеческой тяге к насилию, разрушениям и самым кровавым эпизодам мировой истории. На альбоме "Overkill", втором по счету в дискографии группы, таких нет. Эта пластинка про лютую эйфорию от любых коллективных действий, к которым можно отнести и военные. Зато именно на этом альбоме впервые сложилось знаменитое взрывное звучание Motorhead. Группа Лемми Килмистера превзошла по огневой мощи современников, как автомат Калашникова превзошел винтовку Мосина.



 

(2)

 

 

Jeff Wayne

The War of the Worlds (1981)
 

Эту войну людскому роду объявили марсиане. Взяв за основу сюжет уэллсовской «Войны миров», композитор и пианист Джефф Уэйн сочинил раритетный мюзикл, в котором арт-рок обвенчан с диско-ритмом, а пафос хольстовских струнных встречается с лирическим вокалом Джастина Хейуорда из The Moody Blues. "The War of the Worlds" — единственная пластинка на свете, которая дает вам возможность потанцевать под сцены уничтожения человечества громадными паукообразными механизмами.

 

 

 

(3)

 

 

The Clash

Combat Rock (1982)
 

Самый хитовый альбом знаменитой британской панк-группы включен в эту подборку за песню "Rock The Casbah", под которую американская авиация бомбила Ирак во время операции «Буря в пустыне». При этом "Rock The Casbah", написанная в ответ на запрет рок-музыки в Иране после исламcкой революции 1979-го, — песня антивоенная и призывает к дружбе между народами, как следует из оригинального видеоклипа, в котором арабский шейх танцует с ортодоксальным евреем.



 

 

(4)

 

 

Manowar

Battle Hymns (1982)
 

Нью-йоркская хеви-метал-группа, записавшая десятки песен о кровавых битвах и доблестных смертях, уже 30 с лишним лет играет брутальную музыку для мальчишек, перечитавших сказаний о великих войнах. "Battle Hymns" —  их первый и образцовый альбом, на котором помимо боевых гимнов звучит голос великого режиссера Орсона Уэллса и лихая интерпретация на бас-гитаре россиниевской увертюры из «Вильгельма Телля» (который, кстати говоря, воевал за независимость швейцарцев).


 

 

(5)

 

 

U2

War (1983)
 

Классический альбом ирландской рок-группы начинается с маршевого ритма и бессильной ярости "Sunday Bloody Sunday", посвященной расстрелу 30 января 1972 года британскими солдатами мирных протестующих в Дерри, Северная Ирландия. На "War" U2 добавили барабанам канонадной мощи, гитарным рифам — пулеметной скорости, а сюжетам песен — политического заряда и, благодаря этому, стали королями стадионов и остаются ими уже который десяток лет.

 

 

 

(6)

 

 

Кино

Группа Крови (1988)
 

Война между землей и небом — это лейтмотив знаменитой пластинки, которая сделала «Кино» главной  рок-группой страны. На «Группе Крови» Виктор Цой высек в граните образ немногословного героя-романтика, уходящего под шелест плаща на неизвестную битву, и пребывал в этом образе до своей скоропостижной гибели. Завершающая альбом «Легенда» — лучшая русская рок-песня о неизъяснимых ужасах войны.


 

 

(7)

 

 

Mayhem

Grand Declaration of War (2000)
 

В истории самой известной норвежской блэк-метал-группы, основанной еще в 1984-м, было много крови и смертей (самоубийство, убийство и акт канибализма), при этом Mayhem, как ни странно, продолжали существовать, выпускать альбомы и давать концерты. Концептуальный  "Grand Declaration of War", название которого позаимствовано у Ницше — вторая полнометражная пластинка, которую считают шедевром черного жанра. Mayhem изо всех сил пугают слушателя адскими созвучиями, и иногда у них прекрасно получается.

 

 

 

(8)

 

 

Einsturzeunde Neubauten

Lament (2014)
 

Последняя работа культовой немецкой индастриал-группы — это запись спектакля-перформанса, посвященного неизвестным страницам Первой мировой войны. Группа под предводительством Бликсы Баргельда использовала большое количество исторического материала (вплоть до переписки кузенов — кайзера Вильгельма II и императора Николая II) и перевела их на оригинальный музыкальный язык, сконструированный из шумов самодельных инструментов, архивных записей, воя, лая, автотьюна и тишины. На «Lament» группа по-своему интерпретировала мотет нидерландского композитора XVI века, протоджаз первого афроамериканского полка, отправленного воевать в Европу, и знаменитую антивоенную песню Пита Сигера "Sag Mir Wo die Blumen Sind". Многослойный и гипертекстуальный "Lament", разумеется, не только про Первую мировую войну, но про войну вообще. Как говорит Бликса Баргельд: «Война не возникает вдруг, как чума. Война всегда рядом».