Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

14 февраля. /ТАСС/. 14 февраля 2016 года исполняется 95 лет со дня спуска на воду крупнейшего в мире учебного парусного судна «Седов».

«Крузенштерн»

«Мир»

«Паллада»

«Надежда»

Royal Clipper («Ройял Клиппер»)

INS Tarangini («Тарангини»)

USS Constitution («Конститьюшн»)

Sailing Yacht A («парусная яхта «А»)

«Седов» — четырехмачтовый барк, крупнейшее в мире учебное парусное судно (в разные годы также Magdalene Vinnen II, Kommodore Johnsen). В настоящее время принадлежит Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство), приписано к Мурманскому государственному техническому университету (МГТУ). Капитан парусника с 2015 года — Виктор Николин. Позывной судна — UELO. Идентификационный номер Международной морской организации (IMO) — 7946356: идентификационный номер MMSI — 273510000.

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

История «Седова»

Парусник со стальным корпусом и вспомогательным двигателем внутреннего сгорания был спроектирован в 1919 году в Германии. В 1920 году он был заложен по заказу бременского судовладельца Фридриха Виннена на судоверфи «Германия» Фридриха Круппа (Friedrich Krupp Germaniawerft) в г. Киль, первоначально носил имя Magdalene Vinnen II («Магдалена Виннен II») в часть дочери заказчика. Спущен на воду 14 февраля (по другим данным — 23 марта) 1921 года, в том же году вступил в строй и 1 сентября вышел в первое плавание.

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

Первоначально барк использовался для перевозки грузов (древесины, угля, серного колчедана, пшеницы и др.) между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

С началом мирового экономического кризиса 1930-х гг. эксплуатация судна стала нерентабельной, и в 1936 году Фридрих Виннен продал барк судоходной компании Norddeutscher Lloyd («Северо-немецкий Ллойд»; Бремен, Германия), которая пользовалась поддержкой государства. Новый владелец присвоил судну имя Kommodore Johnsen («Коммодор Йонсен»; в честь моряка торгового флота капитан-командора Николаса Йонсена), оборудовал его кубриками на 70 кадетов и стал использовать его не только для грузовых перевозок, но и в учебных целях.

В годы Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота нацистской Германии, использовалось в качестве буксируемой баржи при доставке военных грузов.

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Послевоенные годы «Седова»

В декабре 1945 году парусник в счет репараций перешел Советскому Союзу и был переименован в честь полярного исследователя Георгия Седова (1877-1914). Переведен в класс учебных судов в январе 1946 года.

Первое плавание под советским флагом учебное судно совершило в июне 1952 г., в 1956 г. прошло переоборудование. До 1966 г. принадлежало Военно-морскому флоту СССР, в 1966-1991 г. — Министерству рыбного хозяйства СССР. В 1975-1981 гг. прошло капитальный ремонт и модернизацию на Кронштадтском морском заводе, получив кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей, сауну.

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

В 1981-1991 гг. портом приписки была Рига: «Седов» входил в состав Рижского отряда учебных судов Латвийского производственного объединения рыбной промышленности («Латрыбпром») Министерства рыбного хозяйства СССР. Незадолго до распада СССР в 1991 г. был передан Мурманскому государственному техническому университету (ныне подведомственное образовательное учреждение Росрыболовства) и портом приписки стал Мурманск.

На «Седове» проходят обучение будущие капитаны, штурманы, механики, радисты.

В 2000 году барк был арестован во французском Бресте по иску швейцарской компании Noga («Нога») в счет долгов российского правительства, однако адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского государственного технического университета, доказал суду, что правительственной собственностью судно считать нельзя.

В 2001 году Банк России выпустил памятные монеты номиналом 100 и 1000 руб. с изображением парусника.

Барк участвовал в съемках кинофильмов «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989, СССР; режиссер — Сергей Соловьев) и «Трагедия «Памира» (2006, Германия; Каспар Хейдельбах).

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© ИТАР-ТАСС/Лев Федосеев

Достижения и рекорды «Седова»

С 1966 по 2016 гг. судно совершило почти 100 учебных рейсов.

В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (12,6 узла, 23,34 км/ч). «Седов» занимал в международной парусной регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races (ныне — Tall Ships’ Races) второе (1992), третье (1994) и первое (1995) места.

23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса — так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались. В 2012-2013 гг. «Седов» совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности, пройдя за 14 месяцев 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км).

В 2016 году запланированы три учебных рейса «Седова»: из Калининградской области в Мурманск и обратно (март-июль) и с заходом в Средиземное море (август-ноябрь).

Технические характеристики барка "Седов"

— длина барка — 97,9 м (с бушпритом — 117,5 м);
— ширина — 14,66 м;
— осадка — 7,52 м;
— высота мачт от ватерлинии — 58 м;
— энергетическая установка — дизельный двигатель мощностью 2 тыс. 176 лошадиных сил (1 тыс. 600 кВт);
— водоизмещение — 6 тыс. 148 т;
— площадь парусности — 4 тыс. 192 кв. м;
— скорость хода — до 18 узлов (33,3 км/ч) под парусами, 10 узлов (18,5 км/ч) — под двигателем;
— экипаж — 54 моряка, 146 курсантов.

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© Сергей Фадеичев/ТАСС

ТОП САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПАРУСНИКОВ МИРА:

«Крузенштерн»

Четырехмачтовый барк, учебное парусное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (Калининград). Построен в 1925-1926 гг. в Геестемюнде (ныне — Бремерхафен, Германия) как Padua («Падуя»), в 1945 году перешел по репарациям Советскому Союзу, переименован в честь мореплавателя адмирала Ивана Крузенштерна (1770-1846). Неоднократно совершал трансатлантические и кругосветные экспедиции. Порт приписки — Калининград.

— Длина судна — 114,5 м;

— Ширина — 17,4 м;

— Осадка — 6,3 м;

— Водоизмещение — 5 тыс. 220 т.

— Площадь парусов — 3 тыс. 640 кв. м

— Скорость хода под парусами — до 17,4 узлов (32,2 км/ч)

— Силовая установка — дизельная, мощностью 2 тыс. лошадиных сил;

— Эпипаж — 70 моряков, 164 курсанта.

«Мир»

Трехмачтовый фрегат, учебное парусное судно ФГУП «Росморпорт» (до 2014 г. принадлежало Государственному университету морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова). Построено в 1986-1987 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне — Польша). Порт приписки — Санкт-Петербург.

— Длина судна — 109,6 м;

— Ширина — 14 м;

— Осадка — 7 м;

— Водоизмещение — 2 тыс. 247 т;

— Площадь парусов — 2 тыс. 771 кв. м;

— Скорость хода под парусами — до 21 узла (38,8 км/ч);

— Силовая установка — дизельная, мощностью 1 тыс. 140 лошадиных сил;

— Экипаж — 49 моряков и 144 курсанта.

«Паллада»

Трехмачтовый фрегат, учебное судно Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Владивосток). Построено в 1988-1989 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне — Польша). Названо в честь легендарного фрегата «Паллада» русского военно-морского флота, на котором в 1852-1855 гг. выполнил дипломатическую миссию в Японию адмирал Путятин. Используется в учебных и научно-исследовательских целях. Порт приписки — Владивосток.

— Длина судна — 108,6 м;

— Ширина — 14 м;

— Осадка — 6,6 м;

— Водоизмещение — 2 тыс. 284 т;

— Площадь парусов — 2 тыс. 771 кв. м;

— Скорость хода под парусами — до 18,7 узлов (34,6 км/ч);

— Силовая установка — дизельная, мощностью 1 тыс. 140 лошадиных сил;

— Экипаж — 51 моряк, 144 курсанта.

«Надежда»

Трехмачтовый фрегат, учебное судно ФГУП «Росмортпорт» (до 2014 г. принадлежало Морскому государственному университету им. адмирала Г. И. Невельского). Построено в 1989-1991 гг. по заказу Советского Союза в Гданьске (Польская Народная Республика, ныне — Польша). Ежегодно совершает учебные рейсы по Тихому океану, посещая порты Японии, Китая и других стран Дальневосточного региона. Используется для научно-исследовательских целей. Порт приписки — Владивосток.

— Длина судна 109,4 — м;

— Ширина — 14 м;

— Осадка — 7,3 м;

— Водоизмещение — 2 тыс. 984 т;

— Площадь парусов — 2 тыс. 768 кв. м;

— Скорость хода под парусами — до 18 узлов (33,3 км/ч);

— Силовая установка — дизельная, мощностью 1 тыс. 224 лошадиных силы;

— Экипаж — 50 моряков, 143 курсанта.

Royal Clipper («Ройял Клиппер»)

Пятимачтовое круизное парусное судно шведской компании Star Clippers Ltd («Стар Клипперз лимитед»). Построено в 1999-2000 гг. в Гданьске (Польша) по образцу немецкого парусника Preussen («Пруссия», 1902-1910). Самый длинный парусник в мире. Порт приписки — Мальта.

— Длина судна — 134,8 м;

— Ширина — 16,5 м;

— Осадка — 5,6 м;

— Водоизмещение — 5 тыс. 61 т;

— Площадь парусов — 5 тыс. 202 кв. м;

— Скорость хода под парусами — до 10,9 узлов (20,19 км/ч);

— Силовая установка — дизельная, мощностью 22 тыс. 500 лошадиных сил;

— Экипаж — 106 моряков, пассажировместимость — 227 человек.

INS Tarangini («Тарангини»)

Трехмачтовый барк, учебный парусный корабль Военно-морского флота Индии. Построен в 1995-1997 гг. на верфи Goa Shipyard Limited («Гоа, шипъярд лимитед», штат Гоа, Индия). Порт приписки — Коччи.

— Длина судна — 54 м;

— Ширина — 8,5 м;

— Осадка — 4,5 м;

— Водоизмещение — 513 т;

— Площадь парусов — 1 тыс. 35 кв м.;

— Скорость хода под парусами — до 10 узлов (18,5 км/ч);

— Силовая установка — дизельная, мощностью 640 лошадиных сил;

— Экипаж — 16 моряков, 45 кадетов.

USS Constitution («Конститьюшн»)

Фрегат Военно-морских сил США, корабль-музей. Старейший парусный корабль в мире из числа находящихся на плаву. Также известен под произвищем Old Ironsides («Олд айронсайдз», англ. «Железобокий старина»), в 1917-1925 гг. носил имя USS Old Constitution. Построен в 1794-1797 гг. в Бостоне (шт. Массачусетс, США). Последний на сегодняшний момент выход в море под парусом совершил в 2014 году, с 2015 года в плановом ремонте. Включен в список важнейших достопримечательностей США. Порт приписки — Бостон.

— Длина судна — 62 м;

— Ширина — м, осадка — 7,2 м;

— Водоизмещение — 2 тыс. 200 т;

— Скорость хода под парусами — до 13 узлов (24 км/ч);

— Экипаж — 450 человек (из них 55 морских пехотинцев и 30 юнг);

— Вооружение: 52 орудия (дальнобойные пушки, карронады и др.).

Sailing Yacht A («парусная яхта «А»)

Крупнейшая в мире парусная яхта. По заказу российского миллиардера Андрея Мельниченко строится с 2014 года на верфи Nobiskrug в Киле (Германия), в н. в. проходит ходовые испытания перед сдачей. Спроектирована при участии дизайнера Филиппа Старка, который ранее создал для того же заказчика Motor Yacht A — моторную яхту «А». Корпус выполнен из стали, часть элементов — из композитных материалов. Судно имеет восемь палуб и вертолетную площадку.

— Длина судна — 143 м;

— Ширина — 25 м;

— Водоизмещение — порядка 12 тыс. 700 т;

— Скорость хода под парусами — 21 узел (38,9 км/ч);

— Силовая установка — дизель-электрическая, мощностью 9 тыс. 654 лошадиных силы;

— Экипаж — 54 человека, пассажировместимость — 20 человек.

Галерея
10 фото

Скользящие по волнам: самые известные парусники мира

© Hulton Archive/Getty Images

Королевский "Дредноут": знаменитая история без единого выстрела

Источник