Прибыль российских компаний стала расти на девальвации рубля

Прибыль российских компаний стала расти на девальвации рубля

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Прибыль крупнейших предприятий России растет в рублевом выражении, но обусловлен такой рост девальвацией рубля. Об этом рассказали эксперты XI Ежегодного форума крупного бизнеса, анализируя результаты ежегодного рейтинга крупнейших компаний России агентства RAEX (Эксперт РА).

По данным RAEX, суммарные доходы крупнейших компаний выросли в прошлом году более чем на 13%. С поправкой на инфляцию этот показатель составляет только 1,5%. А если его пересчитать в долларах, то речь пойдет уже о падении доходов крупнейших компаний на 6%.

Лидеры рейтинга остались прежними, в пятерку самых крупных компаний России вошли: "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", Сбербанк и РЖД. За последнее десятилетие выручка компаний, входящих в число крупнейших, выросла в 6,4 раза. В 2014 году доходы компании, занимавшей 400-ю строчку рейтинга, составили 577 млн долларов против 90 млн в 2004 году.

Точки роста в нынешнем рейтинге формируют банки с ростом доходности на 20,9%, и ретейл, который за год прибавил 19,6%. Лидером является агропромышленный комплекс. Доходы компаний отрасли, представленных в рейтинге, выросли за год на 32%. Во многом рост аграрного сектора объясняется девальвацией рубля. "У нас у всех компаний рублевая выручка реально выросла", — отмечает директор агробизнеса группы "Базовый элемент" Андрей Олейник. И поясняет, что при этом разница есть только при рублевом подсчете, если же взять выручку компаний агробизнеса за 2014 и 2015 год в долларовом выражении, показатели окажутся примерно равны.

Объем инвестиций крупного бизнеса в основной капитал составил 14,5% от их совокупных доходов. Еще три года назад уровень инвестиционной нагрузки крупного бизнеса превышал 20%. "Мы как инвестировали больше 10 млрд долларов, так и инвестируем", — сообщил вице-президент по отношениям с инвесторами "ЛУКОЙЛ" Андрей Гайдамака. Но даже при сохранении инвестиций в рублях они сокращаются за счет роста валют, что сказывается на покупательской способности предприятий. К примеру, если инвестиции предусмотрены на модернизацию производства за счет приобретения импортного оборудования. Даже когда поставки идут из несанкционных стран, расчет цены, как правило, ведется в евро и долларах.

Андрей Гайдамака пояснил, что инвестирование может продолжаться при любом курсе валют, если этот курс будет стабильным в течение довольно продолжительного периода времени. "Очень важно, чтобы была предсказуемость затрат, — отметил Андрей Гайдамака. — Нам нельзя иметь большие колебания рубля. Мы вынуждены планировать наши капитальные вложения на десятилетия. Мы не можем предусмотреть стоимость оборудования плюс-минус 100%".

Привычные условия развития крупного бизнеса серьезно изменились: рубль подвергся девальвации, сырьевые рынки просели, а доступ к дешевым зарубежным финансам и передовым технологиям затруднился. Найти резервы для развития крупные игроки рынка могут в контрсанкционных мерах. К примеру, использовать разнообразные меры господдержки, выстроить курс на импортозамещение, занять высвободившиеся на внутреннем рынке ниши. Основные задачи, которые стоят сегодня перед компаниями: поиск альтернатив западному финансированию, которое позволяет привлекать деньги под низкий процент на долгий срок, а также снижение издержек и повышение эффективности.

Причем сокращение издержек может быть связано не только с "внутренней" работой: оптимизацией процессов и сокращением расходов компании. Дмитрий Маркаров, генеральный директор "Росгосстраха", рассказывает, что помощь в оптимизации расходов в 2015 году крупным игрокам рынка оказал страховой сектор. Стоимость страхования объектов повышенной опасности упала на 26%. Минюст России в августе зарегистрировал указание Центробанка о снижении тарифов в обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Решение было принято, несмотря на возражения страховщиков о преждевременности такого пересмотра. И во многом было обусловлено стремлением государства снизить расходы компаний в сложных экономических условиях.

Также в России работают целые отрасли, в которых развить прибыльные проекты без господдержки крайне сложно. "В сельском хозяйстве 95% проектов, связанных с растениеводством и производством продуктов, без субсидий убыточны", — отмечает Андрей Олейник. Эксперт заявляет, что аграрии уже просчитывают эффективность запуска проектов с учетом получения субсидий от государства. Риски в этой сфере высоки, их даже не покрывает обязательное страхование. По действующим правилам, страховым случаем признается потеря 25% урожая. "Для меня как агрария потеря 22% урожая — тоже катастрофа", — заявляет Олейник. Поэтому в агробизнесе развито коммерческое страхование с более удобными для предприятий этого сектора условиями признания случая страховым.

Государственных субсидий ждет и рынок авиаперевозок. На форуме замминистра транспорта Валерий Окулов пообещал, что все действующие механизмы субсидирования авиаперевозок в России сохранятся в 2016-2017 годах. Также Окулов подчеркнул, что о системном кризисе в отрасли речи не идет. "Безусловно, ситуация в отрасли очень тяжелая: с доходами, с доступом к кредитным ресурсам, — заявил он. — Но ситуация с конкретной компанией "Трансаэро" не является проявлением системного отраслевого кризиса, поскольку в целом перевозки удалось удержать на уровне 2014 года". Окулов отметил, что сейчас деятельность авиакомпаний серьезно осложняет курс валют, который увеличивает лизинговые платежи, установленные в долларах. "При существующей конкуренции радикально повышать тарифы не представляется возможным", — заявляет Окулов. В итоге авиакомпании не в состоянии компенсировать потери с помощью дополнительных средств с продажи билетов. "Да еще и сказывается серьезное падение покупательской способности", — отмечает замминистра.

К счастью, самые негативные сценарии развития событий не сбылись. "Мы прогнозировали серьезное падение авиаперевозок, наши прогнозы не оправдались", — сообщил Валерий Окулов. По международным перевозкам падение составило 14%, но оно было компенсировано увеличением перевозок на внутренних линиях. "Рост 15,2% за 8 месяцев, — констатировал замминистра. — Сыграли свою роль те программы субсидирования, которые существуют. Наряду с этим произошла переориентация пассажиров с европейских курортов на российские". Это замещение позволило сохранить объем авиаперевозок на уровне 2014 года. В итоге количество пассажиров, перевезенных российскими компаниями, в 2015 году увеличилось, а общая протяженность маршрутов сократилась.

Источник