Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

Искусство второй половины ХХ века — это череда противоречий: каждые 10 лет художники создавали новый стиль наперекор предыдущему. «РБК Стиль» вспомнил, как и почему минимализм сменил абстрактный экспрессионизм, а заодно и главных героев того времени.

Абстрактный экспрессионизм

 

 

Манифест Марка Ротко 1943 года, который объясняет абстрактный экспрессионизм:

• Искусство для нас — путешествие в неизведанный мир.

• Наша функция как художников — заставить зрителя видеть мир нашими глазами.

• Мы за огромные форматы работ, потому что они обеспечивают эффект. Мы хотим переизобрести живопись. Мы за плоские формы, потому что они разрушают иллюзию [объема] и обнажают правду.

• Для нас важны только трагические и вневременные темы. 

 

 

Джексон Поллок в своей мастерской кружит вокруг расстеленного на полу холста. В зубах у него сигарета, а в руках — краска, он ее выплескивает прямо на холст, тут же хватает другую банку, льет краску из нее, быстро перемещается к другому краю полотна, оставляет там россыпь брызг и бросается дальше — швырять и расплескивать цвет.

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

Джексон Поллок за работой

 

Из этих «танцев» потом появится искусство перфоманса, а сами работы Поллока станут символом абстрактного экспрессионизма — художественного движения, расцветшего в США 1940-х — середине 50-х. Именно тогда Нью-Йорк стал мировой столицей искусства: незадолго до Второй мировой волны многие представители ведущего тогда художественного течения — сюрреализма — эмигрировали из Европы в Новый Свет и перевезли туда же авангард художественной мысли.

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

Их идеи попали на благодатную почву и стали основой для нового направления: абстрактные экспрессионисты целью своего творчества вслед за сюрреалистами объявляли исследование и высвобождение подсознания. Делали это они с помощью отказа от реалистических форм и создания абстрактных живописных произведений огромных размеров. 
 

 

​​Марк Ротко

 

 

«Меня интересует только передача главных эмоций — страдания, экстаза, ужаса и так далее — и то, что многие плачут, когда видят мои работы, говорит о том, что у меня это получается… Те, кто рыдают перед моими картинам, испытывают те же религиозные ощущения, что и я во время работы над ними».

Марк Ротко

 

 

Поллок не думал о реакции зрителя на свои работы — она могла быть какой угодно. Другой знаменитый абстрактный экспрессионист Марк Ротко, наоборот, старался добиться вполне определенного эффекта: в своих произведениях он через цвет пытался передать религиозные переживания. С полотнами Ротко надо оставаться один на один, они должны приковывать все внимание зрителей — по этой причине художник отказывался участвовать в групповых выставках, говорил, что для общения с его работами музеи не совсем подходят, и мечтал построить в США сеть специальных часовен и выставляться там. Возведена была, правда, только одна капелла в Хьюстоне, в которой расположились 14 работ Ротко, почти монохромно-черных, символизирующих остановки на крестном пути Христа. Капеллу до сих пор используют представители всех религий — видимо, художнику удалось передать универсальное переживание божественного.

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

 

Виллем де Кунинг

 

 

«Меня не интересует избавление от предметности и «абстракция» сама по себе, так же как и восприятие картины только так дизайна, формы, линии или цвета. Я могу вкладывать в живопись гораздо большее — драму, злость, боль, любовь, фигуры, идеи о пространстве. Через ваши глаза все это снова становится эмоциями или мыслями».

Виллем де Кунинг

 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

В работах главного, после Полока, абстрактного экспрессиониста видны истоки всего художественного движения — кубизм, сюрреализм, экспрессионизм и даже наследие Рубенса и Рембрандта. Последними художник вдохновлялся для создания знаменитой серии «Женщин», в которой он разрушает не только представление о том, как должна выглядеть классическая картина, но и экспериментирует с женскими героями: в отличие от традиционных для живописи образов, его героини — не пассивные красавицы, а агрессивные и угрожающие создания. 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

«Женщина III»

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

«Женщина VI»

 

Минимализм

 

 

​Дональд Джадд

 

 

Если абстрактные экспрессионисты стремились в работах выразить чувства и личную драму, то минималисты хотели, чтобы их произведения не поддавались интерпретации, ничего не изображали и ни к чему не отсылали.

Главная их цель — позволить зрителю по-новому пережить пространство, почувствовать его реальность и собственное в ней присутствие. Для воплощения этой идеи они выходят за грани плоскости и создают скульптуры, как правило, простые геометрические формы. Произведения минималистов предполагают активность зрителя — тому стоит исследовать их со всех сторон: акт познания становится инструментом получения опыта. 

 

Художественным методом одного из главных минималистов — Дональда Джадда — стала повторяемость. Одинаковые структуры, появляющиеся в его работах раз за разом, вводят зрителя в состояние медитации. Часто объекты Джадда огромны: художник создавал только их идеи и чертежи, а производство происходило на фабриках. Использовались при этом промышленные материалы — металл, бетон и стекло. 

 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

Дональд Джадд:

«Я хочу, чтобы мои работы были простыми. Я не хочу, чтобы они были ни натуралистичными, ни фигуративными, ни экспрессивными».

 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

 

Ричард Серра

 

Для Джадда главным в произведении была форма, а материал становился лишь способом ее исследования, а Ричард Серра в своих скульптурах изучал свойства материй. Масштабы его экспериментов и произведений постепенно увеличивались: в начале карьеры, в 1960-х, он делал работы галерейного формата, а к 2000-м перешел к созданию гигантских скульптур в городском и природном ландшафте. Но где бы не находились его работы, главное в них — ощущение дискомфорта. По словам Серра, его искусство создано не для того, чтобы нравиться, а для того, чтобы воздействовать, и поэтому ощущение неудобства — это как раз то, что нужно. Неудивительно, что его творения не всегда пользуются популярностью и иногда дело доходит до демонтажа: работу Ротко «Изогнутая кривая», установленную на Манхэттене, властям пришлось убрать после протестов жителей. 

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

 

Дэн Флавин

 

Так же как и все минималисты, автор стремился трансформировать пространство и способы его восприятия, но его главным выразительным средством был цвет — художник создавал инсталляции из неоновых световых трубок. Он отрицал интерпретации и говорил, что «мои работы — только то, чем они являются, и ничто другое». Искусство при этом превращалось в чистый опыт, оценить размах которого можно в оформленной художником церкви S. Maria Annunciata in Chiesa Rossa в Милане. Сакральное пространство метафорически примирило минималистов и абстрактных экспрессионистов: несмотря на разницу методов, и церковь Флавина, и капелла Ротко по отзывам посетителей производят одинаково неизгладимое впечатление и помогают пережить мистический опыт.

 

Не благодаря, а вопреки: абстрактный экспрессионизм и минимализм

 

Источник