Эксперт: Индустрия отдыха должна развиваться в регионах

Эксперт: Индустрия отдыха должна развиваться в регионах

Фото: Михаил Мокрушин/ РИА Новости www.ria.ru

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" — это эффективный механизм начала превращения туризма в высокодоходную отрасль экономики. Изначально программу готовили в стране, которая, по оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), занимает 6-е место в мире по туристической привлекательности!

В новом деле нужны примеры. Планировалось, что их будет восемь. На всех выделялось 14 млрд рублей. Не на "освоение", а на инвестиции, приносящие прибыль. Причем направлялись эти инвестиции строго на создание систем жизнеобеспечения туристических кластеров: инженерных коммуникаций, дорог и т.д. В объеме 30% от общей стоимости проектов. Оставшиеся 70% должны были дать коммерческие структуры.

К сожалению, до сих пор не закончен ни один проект. А главное движение, которое можно заметить за эти годы в туризме, — состоявшийся переход отрасли от минспорта к минкультуры. И если сегодня объем внутреннего туризма показал существенный рост, то обусловлено это лишь внешними факторами и кризисом.

Надеюсь, что сама идея программы пока не провалена, так как в сложившейся ситуации потребность в ее реализации даже выше, чем в 2010 году. По данным экспертов UNWTO, в сферу обслуживания туристов вовлечено 24 отрасли экономики. Мультипликаторы дохода и занятости делают туризм эффективнейшим фактором развития. Так, по расчетам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), каждое рабочее место в туристском секторе ведет к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Не случайно глава правительства Дмитрий Медведев в качестве ориентира для туризма называл цифру 10% ВВП, вполне соответствующую не только мировому уровню, а и реальным возможностям России.

Я — ученый и верю только проверенной статистике. К сожалению, с туризмом у его федеральных кураторов больше эмоций и оценочных суждений. Так, если в 2011 году минспорта сообщило, что доля чистого туризма в ВВП России составляет 3%, то в августе 2015 года Медведев назвал цифру в 1,5%. И эту статистику он привел после олимпийского 2014 года, в котором в состав России вошел Крым с его туристическими возможностями. Добавьте к этому, что, по данным Погранслужбы ФСБ, в 2014 году общее число международных прибытий в Россию было на 5% больше, чем годом раньше. Как специалист я согласен именно с оценкой премьер-министра.

Эмбрион российского туризма должен был расти там, где находится фундамент страны — в ее регионах. А так как протяженность государства уже предполагает их существенное различие, программой был создан универсальный инструмент развития, способный учитывать территориальную специфику. Но чтобы "не забивать гвозди микроскопом", надо всегда четко объяснять назначение прибора, учить пользователя. Тогда и туризм может превратиться "из профсоюзной игрушки в индустрию", в отдельный сектор экономики. В тот самый сектор, где действуют прежде всего экономические законы, требующие серьезных специальных знаний, а также постоянного мониторинга ситуации. На уровне экономики государства такое понимание есть.

Об этом говорит принятый в 2014 году Закон N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в котором четко записано, что система стратегического планирования обеспечивает как контроль реализации документов, так и их нормативно-правовое, информационное, научно-методическое и иное обеспечение. А так как Программа развития туризма базируется на необходимости проведения работ регионами и на земле регионов, значит, "центру" необходимо изначально создать работающую систему поддержки. Надеяться, что все сложится само собой, нельзя. К сожалению, регионы не только не умеют, но и не понимают значимости подобных проектов. У них текучка, "латание дыр". А здесь для того, чтобы субсидии выделялись, они обязаны разработать целый комплекс материалов, начиная от концепции развития туристического кластера до региональной программы развития туризма. Но самое главное — подготовить проектно-сметную документацию и пройти Главгосэкспертизу.

Как итог: необходимого количества качественных проектов не поступало, выделяемые средства оказывались невостребованными, финансирование постоянно сокращалось. Но даже после сокращения государство готово выделять на эти цели миллиарды рублей. И как соотнести возможности программы с тем, что за весь 2014 год объем инвестиции в основной капитал, направленный на развитие гостиниц, составил, например, в Смоленской области 0,9 млн руб., а в Республике Марий Эл — 0,4 млн? Объяснить это региональной спецификой нельзя, так как существуют и "экологический", и "арктический", и "водный", и даже "охотничий" туризм. Именно охотничий туризм развивается, например, в Липецкой области, где леса занимают менее 10% территории. Там нашли себя такие востребованные формы, как соколиная и псовая охота.

И если в мире сектор туризма показывает лучшие показатели подъема, чем общая экономика планеты, то нам надо не жаловаться, а работать. Считаю, что направлять отрасль экономики, претендующую на существенную роль в развитии страны, должны профессионалы, а именно — минэкономразвития. Кроме того, необходимо срочно скорректировать программу с учетом принятого в 2014 году Закона N 172-ФЗ, уделив более пристальное внимание ее встраиванию в стратегию пространственного развития России. Думаю, что в этом случае не будет, например, ситуации, когда в одном из субъектов на деньги программы был построен полигон твердых бытовых отходов.

Источник