«Черная месса»: легко ли снимать кино с оглядкой на бандитов

«Черная месса»: легко ли снимать кино с оглядкой на бандитов

После череды провалов Джонни Депп возвращается на экраны неузнаваемым в роли гангстера Джеймса «Уайти» Балджера. Не самая удачная попытка байопика современника, чьи подельники до сих пор живы, да и сам он все еще отбывает наказание за одиннадцать убийств.

Почти беспроигрышное дело — байопик человека, который давно умер — его биография покрывается налетом времени, а имя становится частью истории. Так, Леонардо Ди Каприо сыграл давно покойного Говарда Хьюза, а Шарлиз Терон — казненную убийцу Эйлин Вурнос. Ди Каприо за ту роль получил номинацию на «Оскар», Терон и вовсе ушла домой со статуэткой. Во время просмотра «Черной мессы» восхищения несомненно прекрасной работой Джонни Деппа почему-то не возникает.

Наверное, потому что зрители не успели соскучиться по новой гангстерской ностальгической истории после недавно вышедшей в прокат «Легенды» о братьях Крэях, которых сыграл Том Харди. А может потому, что Джеймс Балджер по кличке Уайти, терроризировавший Бостон с середины 1970-х по конец 1980-х, уходит в «Черной мессе» на второй план, а на первый выходит его друг детства, агент ФБР, плохо справившийся со своими обязанностями.

Режиссер Скотт Купер в «Черной мессе» делает акцент на два конфликта, очеловечивая своего главного героя Балджера, а заодно и его друга детства, агента ФБР Джона Коннолли (Джоэл Эдгертон).

 

«Черная месса»: легко ли снимать кино с оглядкой на бандитов

Джоэл Эдгертон в роли Джона Коннолли и Джонни Депп в роли Балджера

 

Федерал здесь не менее интересная фигура, чем преступник, а к финалу и вовсе становится главным героем. С одной стороны, режиссер как бы оправдывает Балджера, ставшего после трагической смерти ребенка с особой жестокостью наказывать конкурентов-гангстеров и собственных людей, которых подозревал в измене. С другой, Коннолли показан как человек, чье понимание верности и лояльности выше профессионального долга.

 

«Черная месса»: легко ли снимать кино с оглядкой на бандитов

Бенедикт Камбербэтч в роли брата Балджера и Джонни Депп в роли самого Балджера

 

Балджер, его брат Билли (Бенедикт Камбербэтч) и Коннолли выросли на одной улице, но их дальнейшие судьбы действительно заслуживают быть показанными на экране: Билли стал сенатором, Джеймс — бандитом, Джон — агентом ФБР. Придумай кто такое в кино, никто бы не поверил. Но жизнь, как всегда, интереснее вымысла. Балджер использует преданность Коннолли, чтобы сдавать ему бандитов-конкурентов и водить за нос насчет собственных дел. Неудивительно, что такой симбиоз мог существовать годами, но еще менее удивительно, что он развалился, как только в ФБР появился начальник, который планирует соблюдать закон (Кори Столл из сериалов «Штамм» и «Карточный домик»).

 

«Черная месса»: легко ли снимать кино с оглядкой на бандитов

Кадр из кинофильма «Черная месса»

 

Купер явно хотел снять качественную «классическую» гангстерскую драму, и во многом ему это удалось: помимо перечисленных актеров, в кадре появляются Питер Сарсгард, Кевин Бэкон, Дакота Джонсон, способные украсить любой фильм и в одиночку. И все же есть какое-то смещение восприятия: смотришь, как англичанин Камбербэтч играет родного брата американца Джонни Деппа, и оба выросли на одной бостонской улице с австралийцем Джоэлом Эдгертоном.

 

 

Конечно, при дубляже акценты (или их отсутствие) не слышны. И все же нельзя избавиться от ощущения, что хорошие по отдельности стопроцентные профессионалы собрались, чтобы показать зрителям: «Мы можем еще и вот так». Можете, конечно, но после той условности, которую предложил зрителям Том Харди в ролях сразу двух гангстеров-близнецов, хочется пересмотреть, например, гораздо менее амбициозный, но более аутентичный «Город воров» пятилетней давности, в котором преступники водили за нос фэбээровцев примерно на тех же улицах, только в наше время и без оглядки на реально живущих и, кстати, не желающих ничего иметь общего с канонизирующим их фильмом людей.

 

Источник